Учись учиться__________

Так ли страшен ЕГЭ, как им пугают?

Ответ на вопрос в заголовке решили поискать члены молодежного совета при главе города. Это был не диспут сверстников на волнующую тему, а серьезное ее исследование в рамках «круглого стола». Пригласили старшеклассников и старшекурсников (из школ, колледжей, училищ) и учителей-участников процесса сдачи ЕГЭ, а также экспертов, среди которых методисты института развития образования, специалисты управления образования города и студенты Уральской юридической академии.

«Дирижировал» «круглым столом» Евгений Зеваков, член молодежного совета, студент юракадемии. Но этого определения его участия в мероприятии совершенно недостаточно. Подробнее — по ходу повестки дня.

Сергей пояснил собранию, почему сегодня — о ЕГЭ, еще ведь есть время не думать о неизбежном. Но в «Российской газете» 1 февраля опубликован проект закона «Об образовании», и там есть любопытные нововведения, незнание некоторых может привести на... скамью подсудимых. Например, наказание ждет участников сдачи ЕГЭ за разглашение в любой форме содержания заданий. Подсказки приравняли к коррупции — такого, наверное, и мировая законодательная практика не знала.

Интернет-сообщество России прореагировало мгновенно: в Сети появились сатирические ролики не в бровь, а в глаз. Их обнаружил и продемонстрировал Евгений Зеваков. Ну, может, ближе к экзаменам в кинотеатрах или по ТВ еще покажут что-нибудь подобное.

Ролики с мультиками живо иллюстрировали доклады главного (Надежды Едигаревой) и ведущего (Лейлы Миннуллиной) специалистов управления образования о принципиально новом и перспективном в обсуждаемом законе. Но тинейджеры не могли сдержать коллективного вздоха разочарования, услышав, что все самое интересное с ЕГЭ в частности и обучением в школе в общем будет происходить только с 2020 года. Именно до этого срока отложена реформа российской школы.

Даже если очень кратко изложить тезисы специалистов по поводу нового закона, все равно на бумаге получится скучно и длинно. Тем более что они не проявляли эмоций, а только приводили факты. Но скучно не было, а очень даже наоборот. Кто интересуется проблемой, слышал, читал в СМИ об «ужасных» намерениях Минобраза и законодателей сделать обучение в школах платным.

Может, и были такие мысли у кого-нибудь из участников обсуждения закона, которое длилось больше года, но в проекте нет ничего подобного. А что есть? Откуда дым?

Специалист приводит выдержку из закона, где говорится о госстандартах обучения, из которой ясно, что обучение было и есть в России бесплатное. Но вводится и понятие платных услуг — того, что сверх стандарта. (А на экране общественник заявляет, что только минимум предметов остается бесплатным, за остальное готовьте денежки, родители).

Сегодня процветает репетиторство, сказали специалисты: без него порой не обойтись. Пусть оно будет, но легально, как дополнительная платная услуга. И платным будет только то, что сверх стандарта. Ну что же делать, у нас в школе бальные танцы, хор, театр и спортивные секции были бесплатными. Может быть, это когда-нибудь все же будет признано стандартом?

Повезло молодым людям, попавшим на изящный юридический ликбез. Вот бы широкой общественности, особенно напуганным ложной информацией родителям будущих школьников, так же повезло...

Но, по большому счету, выпускникам финансовые проблемы туманного будущего школьного образования неинтересны. Их другое волнует: как справиться с ЕГЭ? Можно ли его вообще миновать, сдать как-нибудь традиционно экзамены. Оказывается, теоретически — можно. Это выяснил Евгений Зеваков. Будущий юрист внимательно прочитал тексты положений об экзаменах. Попробуйте и вы — может, получится, если адвокат попадется дотошный. Но есть более простые и незатратные решения.

— Нас запугивают ЕГЭ родители и преподаватели. Да и вообще, о ЕГЭ везде слышишь как о чем-то очень неприятном, — заявил учащийся ПУ-64 Василий. — Мои знакомые говорят, что плохо справились с ЕГЭ от страха, хотя предмет знали. Что делать?

Конечно, эксперты дали дельные практические советы, как избежать волнения, но самый ценный опыт — у того, кто все испытал на себе, при этом жив-здоров и к тому же студент престижного вуза:

— Наша учительница перед экзаменом объясняла самое главное, и это не имеет отношения к знаниям. Главное — четко уяснить алгоритм действий. Куда идти, что и зачем делать. До автоматизма выучили. Сдали легко и весело.

Психологическая подготовка — вещь необходимая, она даже важнее, чем собственно знания. Как ни странно, это подтвердили учителя, участники «круглого стола»: «Мы спокойны за своих учеников, потому что научили их рассуждать, думать. Они не растеряются в трудной ситуации».

Что это еще за «трудные ситуации»? Их просто не должно быть по определению при тестировании. Но они, увы, встречаются. Пример некорректного задания привел ведущий: «Куда вы обратитесь для защиты чести и достоинства: в суд, милицию, прокуратуру, к адвокату?» На самом деле вариантов несколько, а на ЕГЭ — только один. В подобной ситуации надо жаловаться на организаторов экзамена.

А еще разговор зашел о приоритетах духовного и физического в содержании школьного образования. Когда стали разбирать, правильно ли сокращают уроки русского языка, чтобы освободить место для физкультуры, тинейджеры как дважды два доказали взрослым руководителям учебных заведений, что неправильно.

— Вы не поняли, — доказывал зашумевшей аудитории руководитель. — Речь идет не о мускулах, а о культуре — физической. Должно быть больше духовности в образовании.

Мы поняли, что получается заколдованный круг. Добавляют физкультуру, потому что мало культуры и духовности, отнимают литературу, потому что... А может, дело в том, что системе надо вернуть прежнее название — просвещение?..

Эта ерунда с заменой одного на другое получилась из-за неосторожно брошенной президентом Медведевым фразы о том, что надо добавить в школах физкультуры. Он же не знал, что чиновники его поймут так буквально. А на самом-то деле надо вернуть ребятам их дворы с теннисными столами и волейбольными площадками, возможностью гонять футбол, бегать на лыжах и коньках сколько душе угодно. А так... Учителя пожаловались, что уже возникли большие проблемы с расписанием и заработками учителей.

Еще затронули проблемы выпускников. Одни довольны, потому что могут подавать документы в столичные города, хотя на поездку туда у них нет денег. Другие возражали, что, может, и поступать не стоит: жить-то там все равно денег нет.

Но члены молодежного совета собирались не ради полезной для ума и сердца тусовки. Все жалобы и предложения застенографированы, будут обработаны и посланы в соответствующие инстанции. Надо же что-то делать с проблемами, а не только горячо их обсуждать. И пока стоит задуматься над цитатой из Марка Твена, которой завершил заседание Зеваков: «Я никогда не позволял школьным занятиям мешать моему образованию».

Татьяна КСЕНОФОНТОВА.

 {jcomments on}

 



Реклама Каменск-Уральский:
О компании Реклама в газетах Реклама на телевидение Реклама на радио Наружная реклама Производство рекламы «Компас-клуб» Наши клиенты Прайс-листы Контактная информация

Rambler's Top100